FASHION LECTURES

КУРС ЛЕКЦИЙ «FASHION + ART + SUBCULTURE»



Скромность умерла, когда родилась одежда!
© Марк Твен


 
FASHION + ART + SUBCULTURE – курс лекций, расширяющий горизонты представления о моде и стилях, а также о культурных и контркультурных явлениях, влияющих на формирование fashion-индустрии. Это «творческая встряска» для тех, кто хочет реализовать себя в профессии fashion-stylist, фотограф и/или дизайнер одежды. Для тех же, кто не имеет отношения к вышеперечисленным специальностям – это новый опыт, плюс отличный способ немного «подкрутить» яркость окружающей реальности!

 

Все лекции курса «Fashion + Art + Subculture» входят в состав годовой образовательной программы Fashion Styling.

Базовые лекции курса «Fashion + Art + Subculture» входят в состав годовой образовательной программы Fashion Photography.

 
Почему мы выбрали название «МОДА + ИСКУССТВО + СУБКУЛЬТУРА»?

Всё просто – мода в чистом «стерильном» виде невозможна – это всегда синтез разных явлений, среди которых музыка, искусство, фотография, кинематограф и многое другое. Настоящая, правильная и непременно живая мода – это умело смешанный коктейль, гремучая смесь из эстетизма, эпатажа, лёгкого сумасшествия, коммерческого чутья и умения оказаться в нужное время в нужном месте.

Мода никогда не возникает сама по себе. Это ответная реакция на настроения в обществе, хорошие или плохие. Важно изучать не только основные стили в одежде, но и исследовать зарождение моды с другого конца – через призму влияния улиц и субкультур.

XXI век – это эпоха эклектики. Никогда ещё Haute Couture и Street Fashion не были столь сближены – в наше время они образуют единое целое. Андеграундная альтернативная мода стала частью Высокой, и наоборот.

Большинство субкультурных течений тесно связано с модой, а также с темой провокации, ведь это прекрасный инструмент для продвижения новых творческих идей.

Мы были в числе первых, кто официально внедрил в программу московских творческих ВУЗов курс о связи моды и музыкальных субкультур. Для Лондона, Парижа, Нью-Йорка, Токио, Берлина и Милана – это обычная практика. А для Москвы – увы, нет. Пришлось изрядно побороться с консервативными предубеждениями коллег из мира образования. Зато теперь мы породили немало подражателей!


ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Цель программы – рассказать о моде и о том, как она зарождается; разобраться во всех тонкостях ключевых стилей XX и XXI века; развить творческое мышление и научить думать нешаблонно.

В процессе обучения затрагивается практически вся палитра современной культуры и контркультуры, которая влияет на формирование fashion-индустрии: искусство, кинематограф, музыка, субкультуры – всё то, что служит вдохновляющим элементом для дизайнеров, фотографов, стилистов, визажистов, арт-директоров, и т.д.


ВЫСТАВКА FASHION + ART + SUBCULTURE
Специальным проектом нашей Школы является одноимённая выставка-конкурс FASHION + ART + SUBCULTURE, цель которой поддержать молодых талантливых художников и дать им возможность продемонстрировать свои работы широкой аудитории.  
 
 



СПИСОК ЛЕКЦИЙ

МОДУЛЬ #1
autumn/winter


1. FASHION STYLING: ВВЕДЕНИЕ
Особенности профессий «fashion stylist» и «fashion photographer».
Актуальные инструменты современной рекламы моды.
Как работают редакции fashion media.
Рекомендации по ресурсам-трендсеттерам.
Для чего нужны moodboards и как правильно их составлять?

2. XX ВЕК В МИРОВОЙ МОДЕ: РАСКРЕПОЩЕНИЕ И СВОБОДА В ОДЕЖДЕ
Истоки возникновения глянцевых изданий.
Рождение Высокой Моды и больших магазинов.
Тотальная революция в одежде: от корсетов и платьев в пол до бикини и женского смокинга.

3. МОДА 20-х ГОДОВ: ФЛЭППЕРЫ И ЭМАНСИПЕ
«Безумное десятилетие» – эмансипация и научно-технический прогресс.
Новые образы: «la Garçonne» – для Франции и «the Flapper» – для Америки. Знаковые предметы гардероба.
Музыкальная эйфория. Эстетика джаза: философия и внешний вид.
Звёзды немого кино и их образы в современных fashion-съёмках.

4. ГОЛЛИВУДСКИЙ ШИК 30-Х ГОДОВ
Америка, 30-е годы. Эпоха «новой элегантности».
Расцвет голливудского кинематографа.
Гламур и женственность.
Ключевые персоны и иконы стиля.
Современные фотосессии ведущих глянцевых изданий, вдохновлённые эстетикой голливудского гламура 30-х годов.

5. ГЕНИИ, ТИРАНЫ И ЗАКОНОДАТЕЛИ МОДНОГО ГЛЯНЦА XX ВЕКА
Америка, 1934 – 1958 гг: 25 революционных лет для Harper's Bazaar. 
Алексей Бродович – фотограф, дизайнер, гений и тиран, сформировавший облик современной рекламы и оформления глянцевых изданий.
Америка, 1940-е годы. Александр Либерман и журнал Vogue.

6. СТИЛЬ АНТИГЕРОЕВ: ГАНГСТЕРЫ И ИХ БОЕВЫЕ ПОДРУГИ
Часть #1 – легендарные гангстеры и их неподражаемый стиль.
Америка, 20-е – 40-е годы.
Мода итальянских мафиозных кланов и её рефрены в современной fashion-съёмке.
Бонни и Клайд – иконы преступного мира. Их образы в работах современных fashion-фотографов и дизайнеров.
Часть #2 – эстетика голливудского стиля noir.
Америка, 40-е – 50-е годы.
Эпоха классического стиля «нуар» в кинематографе.
Рефрены данного стиля в современной fashion-съёмке.

7. ПИН-АП, РОКАБИЛЛИ И СЁРФ – ЯРКОЕ СТИЛЕВОЕ НАСЛЕДИЕ ПОСЛЕВОЕННОЙ АМЕРИКИ
Послевоенная Америка, 50-е годы – эпоха американского влияния.
Рок-н-ролл и его отражение в одежде.
Атрибуты стилей рок-н-ролл и рокабилли.
Эволюция и развитие стиля pin-up.
Культовые pin-up girls: Мэрилин Монро и Бетти Пейдж.
Начало 60-х годов – время первых сёрферов американского побережья. Гавайские рубашки, бикини, комикс-культура и новая музыка.
Современная трактовка ретро-стилей на подиумах и на страницах глянцевых изданий.

8. ТЕДДИ-БОИ И МО́ДЫ – ПИЖОНЫ С РАБОЧИХ ОКРАИН ЛОНДОНА
Великобритания, Лондон, 50-е годы – место зарождения новой субкультуры.
Тедди-бойз (Teddy Boys) и мо́ды (Mods), пришедшие им на смену.
Другие английские (и близкие им по стилю американские) субкультуры 50-х и 60-х годов.
Современные фотосессии ведущих глянцевых изданий, вдохновлённые стилем модов и тедди-боев.

9. БАЙКЕРСКИЙ СТИЛЬ: ОТ ЭКИПИРОВКИ БРУТАЛЬНЫХ МОТОГОНЩИКОВ ДО ДИЗАЙНЕРСКИХ КОЛЛЕКЦИЙ
Послевоенная Америка.
Байкеры – опасные антигерои или новый субкультурный феномен.
Основные атрибуты байкерского стиля.
История появления легендарной куртки «косуха».
История куртки «бомбер».
Аналогичные субкультуры других стран: рокеры – в Великобритании, босодзоку – в Японии.
Рефрены стиля на подиумах и на страницах современных глянцевых изданий.

10. FASHION + TRAVEL 
Путешествия как главный творческий источник для дизайнеров, стилистов и фотографов.
Коллекции известных модных домов и брендов, вдохновлённые темой путешествий.
Коллаборации fashion-дизайнеров и фотографов, объединённые темой путешествий.


МОДУЛЬ #2
winter/spring ​


11. АВАНГАРД И ФУТУРИЗМ В МОДЕ 60-х ГОДОВ
Париж: футуристические и «космические» модели от модельеров Pierre Cardin, André Courrèges и Paco Rabanne.
Лондон: Мэри Куант и её знаковый образ «Сhelsea Girl».
Культ юности и его символ – модель Твигги.
Мини-юбки и силуэт «baby-doll».
Америка: Руди Гернрайх – американский авангардист в дизайне одежды 60-х годов. Его муза – культовая модель и королева авангарда Пегги Моффитт (Peggy Moffitt). Рефрены стиля в работах современных фотографов моды, стилистов и дизайнеров одежды.

12. ОТ МОДЫ ХИППИ ДО СТИЛЯ БОХО-ШИК
Америка, конец 60-х – начало 70-х годов.
Сексуальная революция. Антивоенные настроения. Появление рок-музыки с социальным посылом. Вудсток 1969 года.
Новая идеология – новый стиль.
Хиппи: атрибутика стиля и ключевые персоны. Джими Хендрикс, Дженис Джоплин, Джим Моррисон, etc.
2000-е и 10-е годы – эпоха эклектики в моде.
Стиль «boho-chic» или «bo-bo» (bourgeois/bohème) – рафинированная версия наследия хиппи и цыган.
Отражение темы в работах современных дизайнеров, фотографов и стилистов.

13. ГЛЭМ-РОК И АНДРОГИННОСТЬ
Великобритания, начало 70-х годов.
Глэм-рок: андрогинный облик, театральность экзотических костюмов, причёсок и макияжа.
Дэвид Боуи – уникальная икона мира музыки и моды.
Американская рок-сцена, середина 70-х – начало 80-х годов.
Появление новых музыкальных стилей и их отражение в одежде.
Глэм-хард-рок и шок-рок: Kiss, Alice Cooper, Mötley Crüe, Twisted Sister, etc.
Япония, начало 80-х годов. Visual kei – новый стиль, возникший в результате смешения глэм-рока, метала и панка.
Известные андрогинные модели и селебрити.
Глэм и рок-н-рольный шик на мировых подиумах и страницах ведущих fashion-изданий.

14. БРИТАНСКИЙ ПАНК: ОТ ХАОСА ДО САМОЙ ВЫСОКОЙ МОДЫ
Великобритания, вторая половина 70-х гг.
Эпоха расцвета панка.
Малькольм Макларен, Вивьен Вествуд, Секс Пистолз.
Влияние панк-эстетики на моду и её отражение в работах современных дизайнеров, фотографов и стилистов.

15. ХИП ХОП, ГРАФФИТИ И БРЕЙК-ДАНС: ОТ НЕГРИТЯНСКИХ ГЕТТО ДО ЖУРНАЛЬНЫХ ОБЛОЖЕК
Предыстория. Америка, середина 60-х – начало 70-х годов.
Рост популярности афроамериканских стилей: фанк и реггей.
Середина 70-х годов – зарождение субкультуры хип-хопа.
Культовые группы: Run-D.M.C., Beastie Boys, etc.
Брейк-данс и стиль b-boys. Распространение граффити.
Мода и граффити-культура в XXI веке. Новые герои: Banksy, etc.
Отражение темы в работах современных фотографов моды, стилистов и дизайнеров одежды.

16. ПРИЗНАННЫЕ КЛАССИКИ ЯПОНСКОГО АВАНГАРДА
Иконы альтернативной моды: Issey Miyake, Rei Kawakubo, Yohji Yamamoto.
«Хиросима-шик», «чёрное нашествие» и «интеллектуальное приключение» от мэтров дизайна Страны восходящего солнца.

17. ПАРТИЗАНЫ УЛИЧНОЙ МОДЫ ТОКИО
Молодёжные стили и субкультуры Токио.
Партизаны уличной моды – красочные обитатели квартала «Harajuku».
Современный поп-феномен под названием «мода Kawaii».
Отражение темы в работах современных дизайнеров, фотографов, стилистов и музыкантов.

18. FASHION + MUSIC
Взаимосвязь моды и музыки – влияние музыкантов на дизайнеров и дизайнеров на музыкантов.
Fashion-коллаборации, капсульные коллекции, рекламные кампании.

19. ЭСТЕТИКА ПРОВОКАЦИИ В МОДЕ
Эпатаж и провокация – эффективный способ для продвижения творческих идей.
Религия, политика и секс – главные инструменты провокатора.
Фетиш-мода, элементы субкультуры BDSM и другие смелые приёмы в работах ведущих fashion-фотографов и дизайнеров одежды.

20. FASHION VOODOO MAGIC
Вуду и другие экзотические религии и культы, атрибуты которых стали частью дизайнерских коллекций.
Известные личности и fashion-бренды, которые вдохновлялись эстетикой культа Вуду для создания своих произведений: музыкант Кейт Ричардс из «The Rolling Stones», группа «The Prodigy», дизайнер Вивьен Вествуд, бренды «Swatch», «Nike» и др.


МОДУЛЬ #3
spring/summer

21. ЭПОХА СТИЛЯ ДИСКО

Америка, конец 70-х – 80-е годы.
Расцвет поп-культуры.
Диско – новый стиль и новый внешний вид.
Клуб «Студия 54» – синоним эпохи диско.
Диско-стиль в работах современных фотографов, дизайнеров и стилистов.

22. ГОТИЧЕСКАЯ СУБКУЛЬТУРА: МРАЧНАЯ КРАСОТА С НАЛЁТОМ ДЕКАДАНСА
Великобритания, 80-е годы.
От New Wave и Post-punk к зарождению готической субкультуры.
Рефрены данного стиля в современной fashion-съёмке.
Селебрити – адепты готического стиля: Дита фон Тиз, Мэрилин Мэнсон, Рик Дженест, etc.
Современные дизайнеры и fashion-бренды, которые используют готическую эстетику в своих работах: Рик Оуэнс (Rick Owens), Гарет Пью (Gareth Pugh), Rei Kawakubo, Diesel Black Gold, AllSaints, etc.

23. СТИЛЬ ГРАНЖ: ИЗ АНДЕГРАУНДА НА ПОДИУМ
Америка, Сиэтл, конец 80-х – 90-е годы.
Гранж: новый стиль и внешний вид.
Nirvana и другие участники музыкальной сцены.
Влияние гранжа на фэшн-индустрию.
Элементы стиля «гранж» в работах современных фотографов, дизайнеров и стилистов.

24. РЕЙВ – ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И ЕЁ СЛЕД В МОДЕ
Великобритания и Европа, конец 80-х – начало 90-х годов.
Расцвет электронной танцевальной музыки. Рейв-фестивали – массовый феномен девяностых.
Популяризация музыки в стиле acid house и techno.
Рейв и транс-культура: атрибутика и стиль.
Рейв и киберпанк: The Prodigy.
Элементы rave-культуры в работах современных фотографов, дизайнеров и стилистов.

25. STEAMPUNK: СО СТРАНИЦ НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ В FASHION-ИЗДАНИЯ 
Зарождение самостоятельной субкультуры.
Нео-викторианство + милитари + аналоговые механизмы = дресс-код в духе стимпанка.
Стиль «стимпанк» в графике, иллюстрации, скульптуре, кинематографе и дизайне.

26. ДЖИНСЫ КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
История появления денима.
Знаковые образы и иконы стиля.
Новые антигерои и бунтари.
Футболка и джинсы – синоним сексуальности.
Культовые бренды и их новаторские идеи.
Скандальные фотосессии и рекламные кампании на страницах ведущих глянцевых изданий.

27. МОДА И ТАТУ-КУЛЬТУРА
Тату-эстетика в мире моды.
Эпатаж и атрибутика субкультур как мейнстрим.
Активное сотрудничество fashion-брендов и татуированных знаменитостей.
Fashion-бренды, эксплуатирующие эстетику тату-культуры: Mugler, Diesel, Lucky 13, Converse, etc.
Культовые персоны и иконы жанра: Sailor Jerry, Rick Genest, etc.
Тематические фотосессии ведущих глянцевых изданий.

28. FASHION + ART
Диалог моды и современного искусства.
Примеры творческого взаимодействия fashion-брендов и художников.
Рефрены и заимствования творчества известных художников в моде: от Джексона Поллока и Энди Уорхола, до Яёи Кусамы и Дэмьена Хёрста.

29. МОДА + КОМИКС-КУЛЬТУРА
Культовые fashion-комиксы, их авторы и влияние.
Художники: Guido Crepax, Milo Manara и др.

30. ЦВЕТОВЫЕ РЕШЕНИЯ В МОДНОЙ ФОТОГРАФИИ НА ПРИМЕРЕ КУЛЬТОВЫХ ФИЛЬМОВ И КЛИПОВ
Актуальные тенденции цветокоррекции в современной fashion-съёмке.
Цветокоррекция: из кинематографа в модную фотографию.
Визуальная культура актуальных глянцевых изданий.
Примеры знаковых фотосессий.

*Школа оставляет за собой право на незначительные изменения последовательности и тем заявленных занятий.
**Все лекции образовательной программы «FASHION + ART + SUBCULTURE» являются авторской разработкой и интеллектуальной собственностью Крис Кирик и Саши Пластинкина.


 
ТЕМАТИЧЕСКИЕ МУДБОРДЫ К ЛЕКЦИЯМ КУРСА
 
 
МОДА + ИСКУССТВО + СУБКУЛЬТУРА = МОДА ДЛЯ БЕССТРАШНЫХ!
FASHION + ART + SUBCULTURE = FASHION FOR THE FEARLESS!